Свадьба в Пасху
На Руси Пасха была самым долгожданным, самым радостным праздником. На Пасхальной неделе и на Красную горку совершались обряды по заключению браков и играли свадьбы. Пасхальная неделя открывала цикл гуляний молодежи, в которых принимали участие холостые парни и незамужние девушки. Целью обрядов были смотрины, завершавшиеся сговором и свадьбой.
Девушки на Пасху наряжались, собирались в кружок и играли в бачу, демонстрируя в игре ловкость и красоту, длинная палка с росписью использовалась для сбивания расположенной в центре круга женской фигуры из дерева, парни собирались вокруг и выбирали себе невесту. Этот обряд был смотринами перед свадьбой. На Пасхальную неделю и на Красную горку проводились другие обряды, которые были связаны со свадьбой и браком. Девушки впервые наряжались в одежду замужних женщин (поневу) и ездили на луг жарить яичницу, веселиться в женском обществе, что демонстрировало их вступление в брачный возраст, готовность к свадьбе и будущей семейной жизни. Незамужние девушки демонстрировали себя холостым парням, разъезжая по селу на лошадях, целью смотрин на Пасху было приближение скорой свадьбы. Существовал пасхальный обычай, который неминуемо приближал день заветной свадьбы с суженым, в первый день Пасхи девушка взбиралась на колокольню и стремилась первой ударить в колокол.
Пасхальная неделя и ее последний день Красная горка считались праздниками, наполненными чудесными событиями и возможностью исполнения желаний. Во время литургии девушки обращались к Богу с просьбой о свадьбе и о выборе суженого: «Дай мне жениха хорошего, в сапогах да с калошами, не на корове, а на лошади». Девушка после этого могла ждать сватов в ближайшее время и начинать готовиться к свадьбе. В первый день Пасхи просили у Бога того, о чем мечтали и искренно желали получить, так как в народе верили, что Господь на радостях посылает людям благодать, а священник способствует всем в ее получении.
Свадьба в Пасху считалась счастливой. Молодожены в этот день одаривали замужних женщин пирогами и яйцами. Новобрачные после свадьбы приглашали к себе в дом соседок, накрывали стол, что символизировало их переход от холостой жизни к замужней.
Существовал обряд вьюнин, которым величали новобрачных после свадьбы, а проводилось их на Красную горку немало. В песнях молодых девушек в честь молодоженов пелось о продолжении рода и пожелании скорого потомства молодым.
Молодежь на Пасху принимала участие в веселых играх, всю неделю играли с крашеными яйцами. Парни и девушки катали яйца с горки, сбивая с места чужие, а затем присваивая яйца, набирая за игру в течение нескольких часов до трех десятков яиц.
Молодежь забавлялась на Пасху, катаясь на качелях, девушки стояли в полный рост, парни раскачивали их, требуя от девушки назвать имя суженого, после чего отказать ему было нельзя, и приходилось играть свадьбу. В песнях пелось о том, что на Пасху «сначала покачаешься, потом повенчаешься». Смотрины проводились во время гуляний, веселых забав, а на Красную горку игрались свадьбы. Гуляла молодежь до утра по воскресным дням, начиная с первого дня Пасхи, в развлечениях принимали участие холостые парни и девушки, которым пришла пора задуматься о семье и браке. Безбрачие и бездетность, а также скорое вдовство могло настичь тех молодых людей, которые отказывались принимать участие в шумных забавах. По главной улице проводились шествия молодых девушек брачного возраста, невесты показывали свои наряды, демонстрировали скромность и сноровку, парни на гуляниях и игрищах щеголяли силой и ловкостью, после этого и решался вопрос со свадьбой.
Тематикой хороводов и песен на Пасху были любовные переживания, хоровод молодых девушек изображал сеяние мака, участие в развлечениях приближало для каждой из них собственную свадьбу, помогая выбрать жениха и понравиться ему. На Красную горку девушки сжигали соломенное чучело, которое прикрепляли на длинном шесте и ставили на высокой горке, обряд сопровождался песнями и плясками. За веселыми развлечениями девушек наблюдали парни и многочисленные зрители, так как все действия наполнены были особым смыслом и значением, обозначая подготовку молодежи к семейной жизни и помогая в выборе спутника жизни.
Похожие статьи:
Ваш комментарий будет первым!