Удмуртская свадьба
Свадебные традиции удмуртов
Удмуртская свадьба, которой, как правило, предшествовал сложный ритуал сватовства, во время которого как родители невесты, так и сама невеста могли выразить свое согласие или несогласие, состояла из двух частей, разделенных большими интервалами.
Если невесту увозили в дом мужа сразу после сговора – до свадебного пира, то в доме жениха происходил пир (ярашон), после чего невеста возвращалась домой и готовила приданое. После этого назначался сюан (пир в доме невесты). Если же невеста после сговора оставалась в доме родителей, тогда сначала происходил сюан, а потом ярашон. В этом случае в назначенный день свадебный поезд отправлялся в дом невесты. Жених оставался дома, за невестой ехали отец и старший брат жениха. Вначале свадебный поезд заезжал к свахе (дэмчи) и только после этого шли в дом к невесте, где их встречали лепешками. Поезжанам представляли распорядителя сюана, которому в дальнейшем все подчинялись.
После застолья начиналось пение свадебных песен и некоторое время продолжалось непрерывно. Участники поезда жениха должны были продемонстрировать знание обрядовых мелодий. Затем поезжан угощали в доме распорядителя сюана и во всех домах родственников невесты – участников свадьбы.
Далее следовал ритуал прощания невесты с родным домом. Выносили приданое, складывали в повозку. Невеста должна была ехать в повозке свахи. Жених должен откупить приданое у родственников невесты, чтобы они открыли ворота.
В доме жениха, встречавшие родственники обводили невесту вокруг лошади по солнцу три раза, во дворе освящали кашу. Мать жениха под руку вводила молодую в дом, сажала на подушку в женской половине дома. Родственники подносили ей хлеб с маслом, расплетали косу, заплетали две и укладывали вокруг головы. Мать жениха одевала ей головное полотенце замужней женщины, что ознаменовало окончание девичества.
Утром следующего дня ближайшие родственники были представлены невесте, состоялась оценка приданого. Угощать присутствующих должна была невеста, которая демонстрировала свои хозяйственные способности.
Далее вместе с молодыми родственниками новобрачная шла к роднику или реке. Бросала серебряную монетку, откупаясь перед хозяином воды. Воду принесенную молодой родственницей принимала свекровь и снова усаживала молодую на подушку.
Через несколько дней, прибывал свадебный поезд родственников невесты. Пир происходил поочередно во всех домах родственников жениха. Согласно правилам ритуала родственники невесты вели себя шумно и вызывающе. Били посуду, топали ногами, могли разобрать печь в бане, заложить дымоход. Тем самым проверялась расторопность новобрачного.
Сложный ритуал свадьбы не всегда воспроизводился полностью, допускались и сокращенные варианты, поскольку свадьба с соблюдением всех обрядов требовала больших расходов.
Литература:
1.Христолюбова Л.С. Семейные обряды удмуртов. – Ижевск 1984.
2.Удмурты: историко-этнографические очерки, — Ижевск. 1991.
Удмуртская свадьба
Собирайся народ – удмуртская свадьба идет. Жених играет на тангыре зазывную мелодию. Соблюдение вековых традиций должно принести молодоженам счастье, утверждает сотрудница республиканского национального музея имени Кузебая Герда Людмила Кузнецова: "Стараются с женихом и невестой провести те обряды, которые наполняют их жизнь смыслом и желают прожить достойную жизнь, чтобы жизнь была гладкой, ровной, чтобы был достаток и были дети".
Вот гости украшают ситцевый полок, который жениху с невестой будет служить своеобразным шалашом и одновременно оберегом. Дальше – обряд, который символизирует превращение девушки в замужнюю женщину, невесте надевают головной убор, состоящий из нескольких частей: платка, чалмы и налобника. И, конечно же, игры, танцы и песни. Без всего этого в удмуртских деревнях и свадьба, не свадьба. "Играют свадьбы так же, играют весело, по-удмуртски, празднуют так же, угощение такое же, все так же", – рассказывает отец невесты Николай Лапин.
И наконец – своеобразный тест для будущих родителей. Молодожены делают куклы – игрушки для долгожданных детей. Обряды пройдены, обычаи соблюдены. "Мы познакомились с обычаями, узнали много о национальных традициях", – говорит Татьяна Чужанова. "Мы уже отходим, наше поколение, от этого. А тут какая-то память будет, что мы удмурты. Вспомнили свои обычаи и традиции", – согласен с ней Александр Чужанов.
Впереди, долгая и счастливая семейная жизнь. А иначе и быть не может, если не забываешь традиции предков.
Антон Копылов
Видеоролик Удмуртской свадьбы
Похожие статьи:
Ваш комментарий будет первым!